Вход в систему

Новые пользователи

  • maks
  • airbase

Опрос

Как Вы считаете, кто тушит лесные пожары?:

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Летнаб из Увата

Летнаб из Увата

Радиограмма, поступившая в Уватское авиаотделение за подписью начальника Тюменской авиабазы А.Е.Сумакова, была лаконичной: "Командировать летчика-наблюдателя А.В. Комаева в Тюмень для тушения лесных пожаров. 15.05.2006 г.".
-Очевидно, там еще горячее стало, - сказал, провожая Комаева в командировку, старший летнаб, руководитель авиаотделения С.С.Зинченко. - Без участия авиабазы там с пожарами справиться не могут. Вот тебе и наземная зона: авиация все же потребовалась. И наши десантники тоже.
Уватское авиаотделение севернее Тюмени в трехстах с лишним километрах. Вокруг на огромных пространствах - авиазона. Здесь таежные леса, они большей полноты в сравнении с сосново-березовой наземной зоной, дремучее, с кедрачами, елью, пихтой, лиственницей. Весна сюда приходит позднее, и пожаров пока нет. А юг Тюменской области в огне, и хоть объявлена чрезвычайная ситуация, запрещен доступ людей в леса, они полыхают и Тюмень задыхается от дыма.
Уже на следующий день Алексей Владимирович с десантниками-пожарными авиабазы вылетел на вертолете МИ-8 из аэропорта в Тюмени, указав экипажу курс на Юргинский лесхоз. По согласованию с Агентством лесного хозяйства по Иркутской области там предстояло высадить на пожары три группы авиационной пожарной службы.
Комаев занял место бортмеханика в кабине вертолета и внимательно изучал обстановку. Всего несколько минут полета, а в поле зрения уже до десяти и более лесных пожаров! Беглые низовые они распространялись в основном вдоль дорог и просек по сосново-березовым лесам, и там, где охватывали сосняки с молодняком, ярко вспыхивали огненными факелами, переходили в верховые, оставляя на зеленом покрове черные пятна горельников.
Вот и территория Агарковского лесничества Юргинского лесхоза. Зона наземная, но добираться лесникам сюда трудновато: вокруг заболоченные пространства.
Уже на подходе к месту пожара стало ясно, что посадочной площадки здесь не найти. Лес более густой и нет подходящих полян.
-Приготовиться к спускам! - распорядился летнаб. - Первой идет группа Комарова. Кто же здесь поджег лес - охотники или браконьеры? - промелькнула мысль.
Но сейчас все внимание - спускам. Чтобы близко было от кромки, безопасно, и место надо сразу определить, где подготовить площадку, откуда забрать после тушения десантников.
Осмотрена сверху кромка одного пожара и рядом с ним другого. Все согласовано с инструкторами и понято с полуслова. Один за другим группы десантников во главе с инструкторами ДПГ В.С.Комаровым, Н.А.Захаровым и А.К.Андреевым спустились по СУ-Р на лесные пожары. Комаев знал всех хорошо, вместе много раз тушили лесные пожары, уватским десантникам приходилось спасать леса от огня и на Алтае, в Якутии, других регионах России.
Вечером в Тюмень прибыло новое подкрепление. Старший инструктор ПДПС В.И.Сережкин привез из Ханты-Мансийской авиабазы три группы десантников, всего двадцать два человека. Груды амуниции в авиабазе, оживленный разговор, в словах прибывших обида:
-Опять МЧС все тушит, а нас вроде бы и нет совсем!
Инструктор команды И.К. Слепухин рассказывает, чем обижены десантники Ханты-Мансийской авиабазы:
- В 2004 году, шестого мая, нас, восемнадцать десантников, на самолете АН-26 Енисейского авиаотряда Красноярской авиабазы срочно перебросили по межбазовому маневрированию в Курган. Приехали в село Старый Брод - там целая улица сгорела, не могли до нас сдержать огонь. У поселка Чашинский, по согласованию с МЧС, чтобы спасти важный объект под названием "Арсенал" необходимо было пустить встречный пал. Договорились, что мы восемь километров отжигаем, а они полтора - от нефтепровода. Нас восемнадцать человек, их - сорок. Мы начали отжиг, когда встречный огонь сошелся с приближающейся кромкой пожара пошел сильный дым, как от верхового. Он так напугал пожарников, собранных МЧС, что те сели на два камаза и уехали, бросили тушение. Мы отстояли объект, спасли его. Местные жители все видели и возмущались беглецами. На следующий день нашего десантника местные жители приняли за одного из тех и чуть камнями не побили, кричали на всю деревню: "Петух ряженый!". Потом разобрались, извинялись.
-И этим все закончилось?
- Самое главное было потом, - продолжает Иван Кириллович. - Когда мы улетали, сам губернатор приехал в аэропорт Кургана, вручил нам благодарственное письмо и подарил видеоцентр. Прибыли домой - а там жалоба от полковника МЧС, кляузу он накатал на нас. И вроде МЧС все тушило, Авиалесоохрану по телевизору не показали. Начальник базы: "Пишите объяснительную!". А мы ему доказательства - благодарность, подарок губернатора за спасение важного объекта. Но обида все равно осталась.
У десантников короткая ночь после тысячекилометрового пути из "Хантов", наутро - все в аэропорт. Летим на МИ-8 вместе с А.В.Комаевым. Летнабу предстоит осмотреть все лесные пожары на маршруте после прошедшего ночью дождя и высадить ханты-мансийский десант в указанном Тюменским лесхозом месте.
Пожарная обстановка неожиданно резко изменилась. Резко холодает, севернее Тюмени, в Увате, Тобольске, пошел снег. Небо в плотных облаках, покрапывает. Облет первого очага, второго… Кромки пожаров уже не горят и не дымят, только внутри очагов поднимаются облачка дыма. Но ситуация может быть обманчивой, и если подует ветер, выглянет солнце, пожары могут разгореться.
Десант высаживается, и Комаев желает ханты-мансийцам успеха.
Не смотря на непогоду, контроль с воздуха не ослабевает. Очередной вылет вместе с заместителем начальника авиабазы по летно-производственной работе Ю.А.Кургановым. Летнабу предстоит доставить продукты на дальние пожары и действовать по обстановке - возможны переброски с одного пожара на другой..
В сравнении с уватской тайгой ориентироваться здесь легко, леса в основном невысокой полноты, дороги, межквартальные просеки. Принято сообщение по рации, и вертолет садится на перекрестке двух лесных дорог. Слева по борту на дороге стоят три пожарных автомобиля, возле них несколько работников лесхоза в форме. Справа, на другой стороне перекрестка, два автобуса полные курсантов-старшекурсников Тюменского высшего военного инженерно-командного училища. Где-то здесь и курсанты Тюменского юридического института МВД. Все начеку: не появится ли где огонь в лесу. Лесные пожары - главная тема в Тюмени, в городе все еще дымный смог, каждый рабочий день начальника авиабазы А.Е.Сумакова начинается с заседания КЧС в правительстве области, на пожарах сегодня человек шестьсот, не меньше.
Непривычно выглядит здесь МИ-8, на лесной дороге. Это наземная зона, но еще день-другой назад леса вспыхивали как порох, с патрулирующего самолета АН-2 и вертолета МИ-8 обнаруживалось по сорок-пятьдесят загораний за день! Лесхозы поначалу пытались обойтись без Авиалесоохраны, чтобы сэкономить деньги. Но экономии не получилось, число пожаров приближается уже к тысяче, и стало ясно, что если не помогут настоящие профессионалы - десантники-пожарные авиабазы, могут сгореть все окрестные леса, сколько бы народу не направили на тушение.
На перекрестке дорог в вертолет садятся два директора соседних лесхозов, чтобы осмотреть очаги. А.В. Комаев знакомит их по карте с ситуаций на уже пройденном маршруте, уточняет курс дальнейшего полета. Его профессиональные и уверенные действия вызывают уважение и доверие, директора лесхозов прислушиваются к каждому его слову, прогнозу развития ситуации.
Работу на Уватском авиаотделении Алексей Комаев начал инструктором десантно-пожарной группы с дипломом инженера лесного хозяйства после окончания Уральского лесотехнического института. Мог бы работать в лесхозе, но предпочел Авиалесоохрану. Было это в 1990 году.
Знойное лето, грозовой пожар далеко в тайге, где Комаева с небольшой группой десантников высадили с вертолета. Боролись с огнем двое суток. До августа побывал еще на нескольких пожарах. Здесь, в таежной глухомани, где нет дорог и привычного транспорта, еще острее почувствовалась важность, необходимость авиационной охраны лесов: только авиационными силами и средствами можно спасти тайгу от огня за сотни километров от населенных пунктов. Следующий пожароопасный сезон он уже встретил летчиком-наблюдателем.
"…Летную подготовку проходил в Твери с 15.01 по 25.02. 1991 года на самолете АН-2 и вертолете МИ-2. Проявил себя добросовестным и старательным курсантом. Все упражнения, предусмотренные программой, выполнил на "4" и "5". Работоспособность в воздухе хорошая. Хорошо ведет общую и детальную визуальную ориентировку, точно определяет места условных лесных пожаров". (Из характеристики выпускника курсов летчиков-наблюдателей А.В.Комаева). "Введение в строй летнабов" состоялось на Уватском авиаотделении Тюменской авиабазы под руководством старшего летчика-наблюдателя С.С.Зинченко. Он разъяснял многие технические тонкости профессии, возможные ошибки, специфику охраняемой территории. На огромных пространствах тайги с однородными массивами леса, где нет каких-то приметных ориентиров, летчику-наблюдателю труднее точно определять места лесных пожаров. Чтобы не допустить ошибок, необходимо хорошо ориентироваться на местности, развивать зрительную память.
Около четырех миллионов гектаров охраняет только одно Уватское авиаотделение. Пойма Иртыша, нефтепромыслы, где лесные пожары могут повредить нефтепроводы, насосные станции. Здесь оперативность в тушении лесных пожаров особенно важна.
-Летали тогда на вертолетах МИ-8 с группами десантников-пожарных на борту, - рассказывает Алексей Владимирович. - Обнаруживаем пожар - и сразу людей высаживаем. Где нет площадок в тайге - на спусковых устройствах. Теперь такой возможности для патрулирования лесов уже нет, летаем меньше, хотя пожаров в связи с освоением территории стало больше. У десантников-пожарных есть особая мерка в оценке здешней тайги:
-У нас такая тайга, такие кедрачи растут, что с высоты сорок пять метров спускаемся с вертолета на пожары, - говорит инструктор В.С.Комаров. - С Комаевым мы на многих пожарах были, это летнаб что надо, - показывая большой палец правой руки, подчеркнул Владимир Семенович.
Железная выдержка, спокойная уверенность, высокий профессионализм и знание технологии, организации тушения лесных пожаров всегда положительно сказываются на настроении десантников-пожарных, придает им сил в борьбе с огнем.
- Он нам перед высадкой в тайге успевает схему пожара нарисовать, указать его контуры, приметы - речку, озеро или особый участок леса, - говорит В.С.Комаров. - И хотя с воздуха мы осматриваем кромку пожара, местность, схема помогает, часто ведь на земле все выглядит иначе, чем с воздуха.
Комаров ветеран Авиалесоохраны и знает толк в людях, знает с кем можно идти хоть в пекло. Давно на пенсии, но говорит: "Пока есть силы, тушить пожары буду". С Комаевым ему довелось побывать в самых сложных и опасных местах борьбы с огненной стихией.
…Сообщение было из разряда ЧП: горят леса вокруг Кальчинского нефтяного месторождения. Огонь приближается к насосным станциям - они в отличие от нефтепроводов расположены над землей и уязвимы. Если не остановить огонь, будет большая беда.
Больше полетов тогда совершил начальник авиаотдедения С.С.Зинченко. Вылетал на пожар и А.В.Комаев, координировал действия наземных сил, доставлял, перевозил десантников. Не только авиабаза, но и нефтяники направили на тушение людей, мощную технику. По пожар не сдавался, подгоняемый ветром он все ближе и ближе побирался к месторождению.
-Дважды этот пожар вырывался после окапывания: лесники тогда оплошали, ушли на обед с кромки, а огонь пошел дальше, - вспоминает Владимир Семенович. - Мы его отсекли от оборудования, но потребовались мощные бульдозеры. Последние километры к месторождению пришлось проходить технике ночью. Десантники стояли цепочкой и вели бульдозеры по компасу, связывались для ориентировки друг с другом по рации.
И все же нештатных ситуаций у летчика-наблюдателя первого класса А.В.Комаева не бывает: работа обычная, как положено по строгой инструкции по авиационной охране лесов, без каких-то происшествий. Наверное, в этом и заслуга летнаба - не допустить каких-то происшествий. Но бывали случаи, когда требовалась максимальная мобилизованность всех сил и знаний, профессионального умения, когда приходилось "попотеть".
…МИ-8 летел на север, в сторону самых дальних обнаруженных лесных пожаров. На борту четырнадцать десантников с амуницией, снаряжением. Это была предельная дальность полета - более 250 километров в одну сторону. Пожары возникли от гроз в пойме реки, поросшей лесом. При облете их летнаб увидел всю сложность предстоящей высадки: нет места для приземления вертолета, посадки хотя бы в режиме висения. Горючего уже в обрез, почти столько, чтобы долететь обратно, а заправок в тайге нет. На спуски оставались считанные минуты. Условия для спусков сложные, но иного выхода не было.
По спусковым устройствам на первый пожар десантировались шесть человек с высоты 30 метров. Еще восемь десантников оставалось высадить на второй пожар. Любая промашка, неправильно выбранная точка для спусков, какое-то промедление могли сорвать операцию. Расчет, все действия летчика-наблюдателя были верными, и как только по СУ-Р спустился последний десантник, вертолет взял курс на Уват. Горючего как раз хватило, чтобы долететь до авиаотделения. В послужном списке А.В.Комаева есть особая запись: работа в США в составе команды быстрого реагирования "Hot-Shot crew" в штате Айдахо.
- Я был там простым пожарным, рядовым, - рассказывает Алексей Владимирович.- Мы тушили сильные лесные пожары в четырех штатах: Айдахо, Орегон, Флорида, Вашингтон в июле-августе 1998 года.
Уватское авиаотделение, а также Тобольское, что южнее в сотне с лишним километров, самые сильные в Тюменской авиабазе. Здесь авиазона и пожары, если не предпринять срочных мер, могут распространиться на больших площадях. Летнабы, десантники-пожарные здесь опытные, закаленные в битвах с огнем. И когда однажды в Россию приехали студенты Фрайбургского университета, как говорит А.В.Комаев, со своим шефом Йоханом Гольдаммером, то местом для прохождения практики тушения лесных пожаров было выбрано Уватское авиаотделение. Переводчиком был Алексей Владимирович. Две недели немецкие студенты познавали, как тушит лесные пожары Авиалесоохрана.
Летчик-наблюдатель первого класса А.В. Комаев всегда собран, скромен, немногословен, внимателен к людям. В сложной обстановке действует уверенно, решительно, по-военному быстро. Все десантники его уважают, ценят. За оперативные и профессиональные действия по обнаружению и тушению лесных пожаров он награжден Почетной грамотой Центральной базы авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана".
Валентин Варванец,
(региональный информационный центр
Алтайской авиабазы).