Вход в систему

Новые пользователи

  • maks
  • airbase

Опрос

Как Вы считаете, кто тушит лесные пожары?:

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 2 гостя.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОЙ БОРЬБЫ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ

Государственный комитет СССР по лесному хозяйству
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ И МЕХАНИЗАЦИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВНИИПОМлесхоз)
КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ПРАВЛЕНИЕ НТО ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ДОМ ТЕХНИКИ НТО


РЕКОМЕНДАЦИИ
(методические)



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОЙ БОРЬБЫ
С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ




г.Красноярск, 1987г.

Основные положения организации оперативной борьбы о лесными пожарами предназначены для работников лесхозов, авиаотдедений, а также предприятий и организаций, выполняющих работы в лесу, которые осуществляют организационно-технические мероприятия по совершенствованию охраны лаеов от пожаров.
Рассмотрены и утверждены ученым советом ВНИИПОМлесхоза 12 мая 1987 года, протокол № 4.
Составители: Н.Е.Суприянович, В.И.Нельвин, В.И.Келенский, В.М.Груманс.
Ускоренное развитие производительных сил районов Сибири, сопровождающееся освоением новых лесных территорий и формированием территориально-производственных комплексов, приводит к повышению пожарной опасности и тенденции роста гормности лесов.
В настоящее время в тушении лесных поваров наряду со специализированными службами авиационной и наземной охраны принимает участие силы и средства других ведомств и прежде всего лесной отрасли. Но в силу недостаточного уровня организации привлечения сил и средств пожаротушения, ее стихийности, проявления формализма и отсутствия
должного понимания со стороны руководителей предприятий и ведомств
эффективность их использования в охране лесов низкая. Это выражается прежде всего в значительных затратах трудовых и материальных ресурсов при одновременном сохранении ущерба от лесных пожаров. Дальнейшее наращивание специализированных сил авиалесоохраны приведет к росту затрат не охрану лесов и дополнительному отвлечению ресурсов из сферы материального производстве.
Наиболее реальным путем решения данной проблемы является упорядочение и регламентация организации использования сил и средств пожаротушения различных ведомств в единой системе лесопожарной службы.
Проблема охраны лесов от пожаров требует решения на научной основе комплекса организационно-технических и технологических задач, а не механического увеличения ресурсов.
Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 17 июня 1977 года, Леной кодекс РСФСР от 8 августа 1978 года, а также Правила пожарной безопасности в лесах СССР, утвержденные СМ СССР от 18 июня 1971 года №395 с последующими изменениями и дополнениями предусматривают повышение ответственности предприятий
и организаций за осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров. В частности, Лесным кодексом РСФСР определена необходимость привлечения сил и средств предприятия, учреждении и организаций различных министерств и ведомств к тушении лесных пожаров.
Решение поставленной задачи достигается путем повышения уровня организации лесопожарных работ на основе создания единой системы лесопожарной службы.
ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ЛЕСОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Под единой лесопожарной службой понимается организованное объединение сил и средств пожаротушения различных отраслей и ведомств в единой системе авиационной и неземной охране лесов на обслуживаемой лесной территории, обеспечивающей оперативную борьбу о лесными пожарами.
Единая лесопожарная служба создается в районах исполкомами Советов народных депутатов на базе авиаотделений, которые совместно с лесхозами осуществляет основные работы по борьбе с лесными пожарами.
Предприятия и организации, выполняющие различные работы в лесу наряду в лесхозами и авиаотделениями системы Гослесхоза СССР составляют основу единой лесопожарной службы данного административного района. К ним относятся леспромхозы всех министерств и ведомств, химлесхозы, различные строительные организации(производящие работу в лесу), экспедиции и т.п., именуемые далее как
"предприятия и организации".
При формировании единой лесопожарной службы района необходимо исходить из соблюдения следующих принципов:
1. Надежности функционирования лесопожарной службы как системы. Надежность функционирования системы охраны лесов от пожаров достигается осуществлением следующих мероприятии:
- формированием относительно устойчивых функциональных связей между всеми подразделениями в течении пожароопасного сезона;
- строгой соподчиненностью и ответственностью всех должностных лиц, привлеченных к борьбе с лесными пожарами;
- подготовкой специальных лесопожарных подразделений в качестве структурных элементов, включаемых в единую систему борьбы о пожарами (без остановки производственной деятельности предприятий и организаций);
- обеспеченностью необходимыми материальными ресурсами сил и средств пожаротушения для борьбы с лесными пожарами на территории конкретного района.
2. Оперативности обнаружения, доставки сия и средств пожаротушения и ликвидации лесного пожара. Это достигается путем систематического анализа и оценки оперативности организации лесопожарных работ (служб), что позволяет разрабатывать организационно-
технические мероприятия, осуществление которых будет способствовать повышению уровня охрани лесов от пожаров.
3. Достаточности сил и средств пожаротушения с целью оперативной ликвидации пожара и невыхода его из-под контроля.
4. Строгого соблюдение регламентации выполнения лесопожарных работ, исключающего возможность последующего возобновления пожара.
5. Информативного обеспечения всего комплекса выполнения лесопожарных работ, обеспечивающего принятие наиболее эффективных решений по тактике и организации тушения.
Систематическая оценка оперативности организации лесопожарных работ (службы) позволит разрабатывать организационно-технические мероприятия, осуществление которых будет способствовать повышению уровня охраны лесов от пожаров.
Формирование единой лесопожарной службы района необходимо начинать с решения основных задач:
- создания и подготовки лесопожарных подразделений предприятиями и организациями конкретного административного района;
- отработки элементов организации привлечения и использования лесопожарных подразделений предприятий и организаций для тушения лесных пожаров.
Предприятия и организации, осуществляющие свою производственную деятельность в лесу, формирует лесопожарные подразделения:
авиапожарные отряды и механизированные отряды.
Авиапожарные отряды предназначаются для использования в борьбе с пожарами во взаимодействии с лесопожарными подразделениями авиаотделения, как правило, в границах своих лесосырьевых баз. При необходимости они могут быть привлечены к тушению пожаров вне своей зоны обслуживания на территории, охраняемой авиаотделением.
Механизированные отряды предназначены в основном для тушения относительно крупных лесных пожаров на территории, доступной для прохождения техники.
Работники лесопожарных подразделений авиаотделений и лесхозов, как наиболее квалифицированные специалисты, должны осуществлять техническое руководство при взаимодействии с лесопожарными подразделениями предприятий и организаций на тушении пожаров.
Общее руководство единой лесопожарной службы осуществляется районной комиссией по борьбе с лесными пожарами.
Постоянную работу по организации борьбы с лесными пожарами осуществляют оперативные штабы, создаваемые при лесхозах. Схема организации охраны лесов в условиях единой лесопожарной службы показана на рис. 1.


ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕСОПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Формирование сил и средств пожаротушения (авиапожарных и механизированных. отрядов) является наиболее ответственным этапом в подготовке к пожароопасному сезону.
Численность лесопожарных подразделении устанавливается в зависимости от фактической горимости лесов и производственных возможностей предприятий и организаций и как минимум, 10 человек для авиационного отряда к 16 человек для мехотряда.
Лесозаготовительные предприятия следует рассматривать как базовые для выделения сил и средств пожаротушения по формированию лесопожарных подразделений. Первостепенное значение здесь имеет организация механизированных отрядов, соединенных на базе тракторной и бульдозерной техники. Наличие тяжелой лесопожарной техники определит потенциально возможное количество формирований механизированных звеньев в отряде каждого предприятия (леспромхоза, химлесхоза).
Размещение сформированных механизированных отрядов и звеньев предприятий и организаций производится с учетом фактического местонахождения тяжелой техники при выполнении ими производственных работ.
Лесозаготовительные предприятия несут ответственность за рациональное размещение и организацию использования всех механизированных отрядов и звеньев по борьбе с поварами в границах своих лесосырьевых баз, что и характеризует расширение зоны наземной охраны лесов.
Лесопожарные подразделения оснащаются технически исправными и надежными машинами и механизмами. Недопустима обезличка в использовании техники, оборудования и снаряжения.

До начала пожароопасного сезона следует производить осмотр техники и обеспечить её запчастями, предусмотреть резерв горюче-смазочных материалов, имея в виду что техника будет использоваться на основной производственной работе и в любой момент может быть привлечена для тушения лесных пожаров»
Технические средства лесопожарных подразделений

Наименование технических средств Авиапожарный отряд, шт
Механизированные подразделения
отряд*/звено
Бульдозеры
-


2/1

Трелевочные трактора
-


4/2

Трейлер
-


1/-

Навесные насосы типа HШ-100
-


4/2

Съемные цистерны
1


2/1

Автомобиль повышенной проходимости
-


4/2

Мотопомпы
2


2/1

Пожарные рукава, пог, м
400


1400/700

Бензопилы 2
4/2

Ранцевые опрыскиватели
10-11


12-14/6-7

Зажигательные аппараты
4


4/2

Лопаты штыковые
10-12


20/10

Топоры
4-6


10/5

Грабли железные
10-12


10/5

Грабли железные
10-12


10/5

Радиостанции переносные марки
а) типа 1Р-21-В3

4


4/2

б) типа Р-809-М2
1


2/1

Примечание: * включает два и более звена.

Наряду о бульдозерами или взамен их в состав мехотряда (звена) могут включаться лесохозяйственные тракторы, оборудованные орудиями для расчистки полос или лесохозяйственными плугами, а ташке лесопожарные трактора, вездеходы и другие машины аналогичного назначения с учетом возможности их использования в местных условиях.
Предприятия и организации обязаны обеспечить личный состав авиапожарных и механизированных отрядов необходимым таборным снаряжением, спецодеждой и средствам зашиты для нормальной работы на пожаре. Количество отдельных видов снаряжения определяется по числу звеньев или общее численностью отряда. В целях повышения оперативности сбора и организованной доставки на пожар основное продовольствие, аптечки, палатки, спальные мешки комплектуется по звеньям в общей упаковке.
Личный состав лесопожарных подразделении необходимо комплектовать из рабочих, обладающих хороши здоровьем, высокой дисциплиной и знанием техники. Руководителей лесопожарными подразделениями следует назначать из состава инженерно-технического персонала, характеризующихся организаторскими способностями, высокими волевыми качествами. Они должны хорошо ориентироваться не местности и иметь специальные знания и опыт борьбы о лесными пожарами.
Авиапожарные и механизированные звенья возглавляются наиболее квалифицированными и ответственными рабочими, назначаемыми командирами отрядов.


ПОДГОТОВКА ЛЕСОПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Руководители предприятии и организаций несут личную ответственность за организацию проведения, подготовку, обучение личного состава и готовность лесопожарных подразделений в целом к началу пожароопасного сезона.
Личный состав лесопожарных подразделений до начала пожароопасного сезона должен проходить специальную подготовку по тушение лесных пожаров.
При подготовке лесопожарных подразделений к пожароопасному сезону рекомендуется придерживаться следующих этапов:
- организация лесопожарных подразделений, комплектование личным составом, его обучение методам и способам тушения лесных пожаров и технике безопасности;
- оснащение лесопожарных подразделений материальными средствами, их закрепление за членами отрядов; изучение личным составом устройства, правил эксплуатации, хранения и ухода за лесопожарной техникой и оборудованием;
- проверка готовности лесопожарных подразделений к действиям по тушение лесных покеров специальной комиссией райисполкома, включающем работников лесхозов и авиаотделения с привлечением необходимых специалистов.
Обучение личного состава лесопожарных подразделений должно включать подготовку по программе обязательного минимума знаний способов тушения лесных пожаров. При этом следует использовать различные формы и методы обучения. Особое значение следует придавать приобретению практических навыков в выполнении лесопожарных работ (создание опорных полос, доставка воды, проведение отжига
и т.д.).
Для повышения производительности труда и обеспечения безопасности рабочих личному составу необходимо отрабатывать вопросы взаимодействия, ориентирования в лесу и выполнение работ в ночное время. Подготовка и обучение личного состава осуществляется непосредственно руководителями лесопожарных подразделений.
Степень готовности лесопожарных подразделений определяется по итогам выполнения контрольных практических задач и по результатам их работы по ликвидации лесных пожаров.
Особо важное значение следует придавать подготовке руководящих кадров разного уровня. Подготовку и обучение руководителей лесопожарных подразделений предприятий и организаций должны осуществлять местные авиаотделения совместно с лесхозами.
Руководители тушения пожаров на уровне лесхозов, авиаотделения и района должны проходить централизованную подготовку, организованную управлениями лесного хозяйства и авиабазами.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛЕСОПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ К ТУШЕНИЮ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

Руководители лесхозов и авиаотделений совместно с руководителями предприятии и организаций до начала пожароопасного сезона устанавливают районы функционирования лесопожарных и механизированных отрядов и порядок привлечения этих подразделении к тушению лесных пожаров.
В местах производственной деятельности лесопожарных подразделений устанавливается система оповещения и определяются пункты сбора личного состава и техники для их последышей отправки на пожар.
При организации привлечения лесопожарных подразделении к тушению лесных пожаров необходимо предусматривать решение следующих вопросов:
- анализа лесной площади по транспортной доступности и установления. лесных участков, недоступных для мехотрядов;
- определения района обслуживания для авиапожарных отрядов;
- определения зоны обслуживания для мехотрядов (звеньев);
- определения проектируемых основных транспортных путей лесосырьевой базы (с учетом её перспективного освоения) и их использования в охрана лесов от пожаров.
Привлечение лесопожарных подразделений предприятий и организаций к тушению пожаров определяются классами пожарной опасности района по условиям погоды;
I-II классы - Авиапожарные и механизированные отряды (звенья) занимаются основными производственными работами и подготовкой снаряжения и пожарной техники.
III класс - Авиапожарные и механизированные отряды приводятся в готовность на случай привлечения к тушению лесных пожаров и выполняют основные производственные работы.
IV-V классы - Авиапожарные и механизированные отряды должны быть предупреждены о высоком классе пожарной опасности и приводятся в полную готовность. Закрепленные за ними лесопожарные и транспортные средства должны быть использованы на производственных работах вблизи пунктов сбора для отправки на пожар.
Авиаотделения совместно о лесхозом и лесными предприятиями оформляет схему размещения и организации использования сил и средств пожаротушения. На схеме обозначаются местонахождение лесопожарных подразделений, их зоны обслуживания, недоступные для техники места, границы лесосырьевых баз, дороги и другая необходимая информация.
Один экземпляр такой схемы должен находиться в авиаотделении для использования летчиками-наблюдателями.
При выполнении патрульного полета решение о привлечении лесопожарных подразделений для выполнения работ по ликвидации конкретного лесного пожара принимает летчик-наблюдатель. При этом учитывается принадлежность лесосырьевой базы, в которой возник пожар и местонахождение ближайших лесопожарных подразделений. О принятом решении летчик-наблюдатель информирует авиаотделение и лесхоз и непосредственно передает распоряжение (по радио или вымпелом) лесопожарному подразделению с целью его подготовки к отправке. Авиаотделение, получив информацию о пожаре, принимает меры по обеспечению доставки ни пожар лесопожарного подразделения.
Для определения необходимых сил и средств на тушение пожара летчик-наблюдатель учитывает следующие стадии развития пожара:
первая - площадью до 3 га;
вторая - 4-20 га;
третья - более 20 га.
Лесной пожар первой стадии развития может быть потушен командой парашютистов (до 6 человек), находящихся на патрульном самолете.
Лесной. пожар втором стадии может быть потушен авиапожарным отрядом, доставленным вертолетом Ми-8 (16 чел.).
Для тушения лесного пожара третьей стадии применяется организация тушения как крупного, лесного пожара с привлечением механизированных отрядов.
Кроме площади летчик-наблюдатель учитывает интенсивность пожара:
низкая (высота пламени до 0,5 м);
средняя (высота пламени от 0,5 до 1,5 м);
высокая (высоте племени более 1,5 м).
В качестве примера для условий Приангарья по привлечению необходимых сил и средств для тушения пожара летчик-наблюдатель при принятии решения может использовать данные таблицы 2.
Таблица 2

Необходимые силы и средства тушения пожара в условиях
Приангарья в зависимости от его основных параметров

Интенсивность пожара Площадь лесного пожара, га

до 3


4-20


более 20

низкая
АПК(1)


АДК (1)


АДК(1)
АО(1)

средняя
АДК(1)


АДК (1)
АО(1)


АДК(1)
АО(1)
МО(1)

высокая
АДК(1)
АО(1)


АДК (1)
АО(1)
МО(1)


АДК(1)
АО(1)
МО(2)

Примечания: 1. АПК - авиапарашютная команда авиаотделения
АД К - авиадесантная команда авиаотделения
АО - авиапожарный отряд
МО - механизированный отряд
2. В скобках показано количество привлекаемых пожарных
подразделений.
Ликвидация лесного пожара требует четкого управления и высокого уровня организации выполнения лесопожарных работ. Согласно "Указаниям по обнаружению и тушению лесных пожаров", утвержденным Гослесхозом СССР, вся работа по тушению пожаров должна строиться на основе высокой дисциплины и единоначалия. Это положение отвечает требованиям повышения уровня охраны лесов от пожаров.
Председатель районной комиссии по борьбе с лесными пожарами несет ответственность за состояние охраны лесов в районе. В своей работе он опирается на комиссию по борьбе с лесными пожарами, которая должна создаваться при исполкоме районного Совета народных депутатов. Деятельность комиссии по борьбе с пожарами долина быть направлена на разработку и внедрение мер повышения эффективности функционирования единой лесопожарной службы.
В соответствии с этим комиссия выполняет следующие функции:
устанавливает состав предприятия и организаций, лесопожарные подразделения которые привлекаются на тушение лесных пожаров;
осуществляет контроль за предприятиями и организациями по подготовке лесопожарных подразделений к пожароопасному сезону;
устанавливает порядок привлечения лесопожарных подразделений
предприятий и организаций к тушению лесных пожаров;
координирует действия всех организаций, предприятий и учреждений, находящихся на территории района, по привлечение и использованию средств транспорта и связи района, к организации тушения лесных пожаров, обеспечению продуктами питания и медицинскому обслуживанию работающих людей не пожарах.
В состав комиссии следует включать руководящих работников районного уровня по связи, транспорту, торговле, медицинскому обслуживанию, РОЦД, лесного хозяйства и десной промышленности.
Районная комиссия по борьбе с лесными пожарами руководит проведением лесопожарной пропаганды на территории района: лекций, бесед, показ кинофильмов, публикация статей в местной печати, выставление аншлагов, плакатов, предупреждающих об опасности возникновения пожаров в лесу и их последствиях. По мере усиления пожарной опасности объем и размах противопожарной пропаганды должен
нарастать и постепенно распространяться на всё население района.
В первую очередь пропагандой надо охватывать людей, находящихся в лесу, с указанием повышенной ответственности за состояние лесов в зоне их деятельности. Комиссия обязана систематически информировать населенно о пожарной опасности и принимаемых мерах по охране лесов от пожаров.
В своей работе районная комиссия по борьбе с лесными пожарами опирается на оперативные штабы пожаротушения.
В одном административном районе может быть один или несколько штабов оперативного тушения пожаров, которые следует формировать на базе каждого лесхоза, входящего в состав района. Главный лесничий выполняет функции начальника штаба оперативного тушения лесных пожаров на территории лесхоза. Вся текущая работа штаба ведётся инженером по охране лесов, которые является заместителем начальника штаба.
К работе штабе привлекаются и другие специалисты десной отрасли, а также руководители тушения пожаров на территории лесхоза, что обеспечит более эффективную работу штаба. В состав оперативного штаба лесхоза по организации тушения пожаров входит начальник авиаотделения. Оперативный штаб осуществляет следующие функции:
ежегодно разрабатывает мероприятия по совершенствованию охраны лесов и организации борьбы с лесными пожарами в границах лесхоза;
разрабатывает порядок организации использования сил и средств пожаротушения и оформляет схему их размещения; планирует пожарно-профилактические мероприятия и осуществляет контроль за их проведением другими ведомствами;
разрабатывает планы тушения пожаров, вышедших из-под контроля авиалеооохраны.
При решении всех указанных функций следует исходить из необходимости последовательного повышения уровня организации лесопожарной службы (или лесопожарных работ по тушение конкретного лесного пожара).
На основе анализа информации, получаемой от гидрометеослужбы, и данных распределения территории лесхоза по классам пожарной опасности оперативный штаб ведет карту пожарной обстановки для принятия решений по борьбе с пожарами.
- На основании предварительно подученных данных о пожаре от летчика-наблюдателя, анализа соответствующих лесоустроительных материалов штаб обеспечивает руководителя тушения пожара следующей информацией:
место, возникновения пожара;
вид пожара и его тактические элементы (фронт, фланги, тыл);
скорость развития пожара;
опасные направления развития пожара;
топография местности в районе повара;
удаленность и пути транспорта;
метеоусловия и прогонов не ближайшие сутки;
наличие водоисточников и возможность их использования;
примерная потребность в силах и средствах для ликвидации пожара.
Неотъемлемым условием эффективности лесопожарной службы является формирование диспетчерской службы. Авиаотделение должно быть связано оперативной связь о с каждым предприятием и организацией, привлекавших к борьбе с лесными пожарами. Авиаотделение, используя государственные и ведомственные линии связи, организует единую систему связи. При необходимости авиаотделение совместно с предприятиями и организациями решает вопросы по созданию дополнительных пунктов связи. Это позволит летчику-наблюдателю выходить непосредственно на конкретные авиапожарные отряды или мехотряды.
Особое значение имеет взаимодействие всех лесопожарных подразделений предприятий и организаций, которое проявляется прежде всего в осуществлении маневра силами и средствами пожаротушения в границах лесной территории, обслуживаемой авиаотделением, с целью обеспечения необходимого уровня концентрации сил и средств не пожарах.
Преодоление ведомственности, в конечном итоге, позволит достигнуть наиболее высокой, эффективности использования наличных лесопожарных ресурсов. Такое взаимодействие между элементами системы авиаотделение формирует путем обеспечения авиатехническими средствами транспорта, организации диспетчерской службы и связи, осуществления квалифицированного технического руководства по тушению лесных пожаров и подготовки руководящих кадров для лесопожарных подразделений
предприятии и организации. В свою очередь предприятия и организации принимают на себя функции по осуществление текущего ремонта техники и ее технического обслуживания на пожарах.
В конечной итоге эффективность функционирования лесопожарной службы как единой системы определяется формированием устойчивых функциональных связей. Важная роль здесь принадлежит руководителям предприятии и организации в выполнении ими служебных обязанностей и понимании государственного долга.


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТАКТИКИ
ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

Организация и тактика тушения лесных пожаров существенно различается в зависимости от размеров пожара, их вида и интенсивности, а также от условия выполнения работ и степени технической оснащенности сил тушения.
При тушении небольших пожаров, которые ликвидируются одной командой, инструктор команды является одновременно руководителем тушения. Он непосредственно выполняет разведку, планирование работ, осуществляет управление и контроль за ходом тушения, несет ответственность за безопасность членов команды,
В тактическом плане основная задача руководителя состоит в правильной расстановке тушильщиков и выборе наиболее рациональных способов тушения.
В зависимости от конкретных условий местности, параметров пожара, метеорологических условий остановка кромки пожаре и её тушение производится различными способами:
непосредственного воздействия на пламя водой из ранцевых опрыскивателей, грунтом с помощью лопат, захлестывания веткой;
путем создания минерализованных полос перед кромкой пожара с помощью лопат, граблей;
проведением отжига (встречного низового огня) перед фронтальной частью пожара. С этой целью создается опорная полоса о минимальной шириной 30-50см, от которой в сторону фронта пожара производится выжигание напочвенного покрова с одновременным окарауливанием вдоль всей опорной полосы. Расстояние, на которое следует отступить от фронта и создать опорную полосу для пуска отжига, инструктор команды определяет по формуле:
Lп=B(1*Vфр\Vотж) + Vфрtp
где Lп - pаcстояние от фронте пожара до опорной полоса, м.;
В - необходимая ширина выжженной полосы, м;
Vфр - скорость распространения фронта пожара, м/мин;
Vотж - скорость распространения огня отжига, м/мии;
tp - затраты времени на создания опорной полосы, мин.
Отжиг следует применять в том случае, если другие способы тушения фронта малоэффективны. Остановка фронта проводится в первую очередь, затем осуществляется тушение других тактических частей пожара. После остановки и локализации пожара производится дотушивание и окарауливание пожарища.
В тех случаях, когда пожар не может быть ликвидирован силами одной команды, инструктор сообщает на авиаотделение о необходимости привлечения дополнительных сил и средств тушения. Затем он организует наземную разведку пожара, обеспечивает устройство лагеря и прием лесопожарных подразделений.
Целью разведки является обеспечение необходимой информацией для разработки тактического плена тушения.
В процессе выполнения наземной разведки определяются в натуре:
границы секторов;
характеристики пожара во всех секторах;
типы горючих материалов, пирологические особенности лесных участков на пути продвижения пожара;
топография и характер местности, её особенности, почва, преграды и барьеры для распространения пожара.
На основе имеющейся информации делается прогноз распространения и развития пожара на ближайшие сутки. Устанавливается наиболее опасные неправлени пожара, на которых инструктор команды организует тушение до прибытия дополнительных подразделений.
После прибытия последних назначается руководитель тушения пожара, которому подчинены инструкторы команд. С учетом конкретной обстановки, используя данные проведенной разведки, руководитель ставит задачу каждому подразделению о обязательным указанием виде и места работ, их объема и сроков выполнения. Руководитель тушения осуществляет координацию действии подразделении, выполняющих работы на различных участках пожара, в случае необходимости корректирует их задачи. Особое внимание следует обращать на согласованные действия по тушению кромки пожара на стыках участков, закрепленных за различными подразделениями. Взаимодействие на стыках позволяет осуществлять контроль за пожаром и обеспечивает психологическую уверенность участников тушения пожара.
При увеличении размеров пожара существенно усложняется решение
организационных и тактических задач, круг которых сам по себе расширяется.
При борьбе с крупными лесными пожарами главную роль играют подразделения, созданные на базе лесозаготовительных предприятий и других организаций, работающих в лесу. Поэтому эффективность их работы определяется успешными действиями при борьбе с крупными лесными пожарами.
При организации тушения крупного пожара должно быть обеспечено
выполнение следующих функций:
производственная (выполнение операции по тушение пожаре);
транспортная (доставка и вывозка сил и средств тушения);
информационного обеспечения (включая разведку);
связи;
планирования работ;
ремонта и обслуживания техники;
материально-технического снабжения;
обеспечения безопасности;
медицинского обслуживания;
обеспечения питания и быта, заняты на тушении.
Для решения всего комплекса организационных и тактических решений создается штаб по тушении крупного лесного пожара. В состав штаба необходимо включать службы, реализующие указанные выше функции. Каждая служба может выполнять одну или несколько функции. Если пожар охватил площадь в насколько тысяч га и на его тушение привлечено больное число людей и техники, целесообразно для выполнения
каждой функции создавать специальную службу. При меньших размерах пожара на отдельные службы может быть возложено выполнение нескольких функций. Например, функции информационного обеспечения и планирования работ могут выполняться в рамках одной службы. Службы должны комплектоваться с учетом профессиональной принадлежности.
В периоды высокой пожарной опасности, когда на территории района действует несколько крупных пожаров, районная пожарная комиссия и созданный при ней штаб оперативкой борьбы с лесными пожарами осуществляет координацию деятельности штабов отдельных пожаров и совместно с ними обеспечивают выполнение тех организационных функции, которые не могут быть полностью решены на пожара (транспортная, материально-технического снабжения, обеспечения продовольствием и др.),
Высокий уровень решения организационных вопросов является необходимой предпосылкой успешной реализации тактического плена тушения.
На основе имеющейся информации (лесотаксационные материалы, данные разведки) разрабатывается принципиальная схема тушения, в которой устанавливается последовательность операций не различных участках пожара, основные способы тушения. При этом необходимо учитывать общие тактические принципы борьбы с крупными лесными пожарами;
Максимальное использование естественных преград (реки, ручьи, озера, негоримые участки, дороги и т.д) в качестве рубежей для остановки пожара. Особое значение этот метод имеет в малоосвоенных, отдаленных, труднодоступных районах, где применение наземной техники крайне ограничено. В этом случае естественные преграды дополняются созданными взрывным способом или ручными инструментом опорными полосами, от которых производится отжиг.
Работы по тушение крупного пожаре могут продолжаться в течение длительного времени (несколько суток) в условиях ограниченности сил и средств. Поэтому необходимо осуществлять их маневрирование (переброску о одного участка пожара на другой). Маневр чаще всего проводят в связи с изменением обстановки, но он может планироваться заранее. Для проведения маневра можно использовать вертолет.
В случаях непредвиденного прорыва пожара или неудачи в достижении планируемого результата рекомендуется использовать резерв, состоящий из одного или двух лесопожарных подразделений.
Работы па остановке и локализации пожара на фронте и других сложных участках должны выполнять наиболее квалифицированными и опытными тушильщиками. При проведении дотушивания и окарауливания могут использоваться менее квалифицированные силы.
После того как на основе анализа процесса распространения и развития пожара, особенностей окружающей территории и возможностей привлекаемых к тушению сил и технических средств принят общий тактический план, производится дальнейшая конкретизация и детализация операций, расчет которых проводится по заранее подготовленным формулам, номограммам и таблицам. В результате расчетов устанавливается время начала и окончания работ на равных участках пожара, количестве занятых людей и технических средств , виды, последовательность и объемы выполняемых работ. Кроне того, в случае необходимости могут рассчитываться мероприятия по привлечению дополнительных сил и средств и маневрирование ими в процессе тушения. При изменения обстановки на пожаре тактические расчеты помогут своевременно корректировать действия подразделений тушильщиков.
Для проведения тактических расчетов используются справочные материалы. приведенных в "Указаниях по обнаружение и тушению лесных пожаров" и других источников. Следует также учитывать два типа операций по остановке и локализации:
1. использование естественных и искусственных рубежей для остановки пожара отжигом. В атом случае основой расчетов является сопоставление времени работ на исходных рубежах и времени достижения их пожаром при соблюдении необходимых требований к создаваемым заградительным барьерам.
2. Непосредственное взаимодействие с кромкой пожара (активное тушение, а также создание заградительных полос на заданном расстоянии от кромки). В результате этого линия локализации как бы постоянно отклоняется в сторону от пожаре, причем отклонение тем существеннее, чем меньше разница между производительностью средств тушения и скоростью продвижения кромки. При расчетах это обстоятельства предлагается учитывать с помощью эффективной скорости локализации

( Vэф) определяемой по формуле:
Vэф=?V2л-V2пр
где Vл - производительность средств локализации;
Vпр - скорость распространения горения.
При определении общей эффективном скорости локализации, обеспечиваемой лесопожарным подразделением, следует суммировать эффективные скорости локализации каждого технического средства или тушильщика, а не значения их производительностей.


ЛИТЕРАТУРА

1. Основы лесного законодательстве Союза ССР и Союзных республик, М., 1977.
2. Лесной кодекс РСФСР. М., "Юридическая консультация". 1980.
3. Правила пожарной безопасности в лесах СССР. "Сборник нормативных материалов по пожарной безопасности в лесах СССР", М, 1966.
4. Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, М,, 1876.
5. Указания по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб. М, 1873,
6. Валендик Э.Н., Матвеев Л.М., Софронов Н.А. Крупные лесные пожары. М., Наука, 1878.
7. Велендик Э.Н. Тактика тушения крупных лесных пожаров. В сб.: Методы и средства борьбы с лесными пожарами. Красноярск ВНИИПОМлесхоз, 1986, с. 58-74.
8. Шашуков М.А., Любяхин А.П, Организационная структура сил тушения при борьбе с лесными пожарами. - "Лесное хозяйство", 1985, №7, с. 67-70.


СОДЕРЖАНИЕ

Принципы создания единой лесопожарной службы
Формирование лесопожарных подразделений
Подготовка лесопожарных подразделения
Организация привлечения лесопожарных подразделений к тушению лесных пожаров
Организация управления и взаимодействия единой лесопожарной службы
Некоторые вопроса организации и тактики тушения пожаров
Литература