Вход в систему

Новые пользователи

  • maks
  • airbase

Опрос

Как Вы считаете, кто тушит лесные пожары?:

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 3 гостя.

Парашютно-десантная и специальная подготовка работников авиационной охраны лесов

парашютно-десантная и специальная подготовка работников авиационной охраны лесов

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ
"АВИАЛЕСООХРАНА"



ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНАЯ

И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА


РАБОТНИКОВ АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ


Учебное пособие


Авиалесоохрана


г.Москва
2006
Глава I
ИСТОРИЯ ПАРАШЮТИЗМА

СОЗДАНИЕ ПАРАШЮТА

О приспособлениях, замедляющих падение, в древних китайских легендах упоминалось еще две тысячи лет тому назад. Но впервые принцип работы аппарата, замедляющего падение тел в воздухе, обосновал в XIII веке ученый-монах Р.Бекон. Более того, он доказал возможность постройки летательных аппаратов, опирающихся на воздух с помощью вогнутой поверхности.
Позднее идею приспособления, при помощи которого человек мог бы спуститься на Землю с любой высоты, разработал гениальный итальянский художник, архитектор и ученый Леонардо да Винчи. Еще в 1475 году он сделал первое описание прототипа современного парашюта с площадью поверхности 28 м2, рассчитав его параметры. Однако из-за отсутствия надобности применения таких устройств, его предложение не было реализовано.
Прошло довольно много времени, прежде чем появились первые летательные аппараты, управление которыми было сопряжено с риском разбиться. Многих волновал вопрос: как спасти жизнь человеку в случае чрезвычайной ситуации в воздухе? Именно это и побудило изобретателей вплотную заняться созданием устройства, которое бы обеспечивало его благополучный спуск на землю.
В 1783 году французский физик Луи Себастьян Ленорман построил и лично испытал спасательное устройство с жестким каркасом для воздухоплавателей, успешно спрыгнув на нем с балкона обсерватории в городе Монпелье. Ленорман дал ему название "парашют" (parachute) от греческого "рагег" - "против" и французского "chute" - "падать". Это название прижилось, вошло в обиход и существует во всем мире до настоящего времени.
В 1785 году парашют впервые получил практическое применение, когда во время показательных полетов из лопнувшего аэростата благополучно спустился на землю парижский механик Жак Бланшер. Он и стал первым в мире человеком, которому парашют спас жизнь.
Два года спустя его соотечественник Ж. Гарнерен изобрел мягкий парашют, сшитый из 36 шелковых клиньев, с диаметром купола около 10 метров. Проведя испытания, он впервые совершил прыжок с воздушного шара. Парашют при снижении сильно раскачивался, что могло привести к травме в момент приземления. Благодаря дальнейшим усовершенствованиям в центре купола появилось полюсное отверстие, из-за чего спуск стал намного устойчивее. В дальнейшем на протяжении почти ста лет в конструкцию парашюта не вносилось существенных изменений. И только в 1890 году немец X. Латеман предложил укладывать купол и стропы парашюта в легкоразворачиваемые пакеты, которые привязывались к аэростатному кольцу. Тогда же была создана и первая примитивная подвесная система, соединяющая человека с парашютом, состоящая всего лишь из пояса, или пояса и пары плечевых ремней.
С появлением и развитием авиации возникла необходимость спасения летчика в случае аварии самолета. Применение имеющихся парашютов было невозможно из-за их больших размеров. Ими нельзя было воспользоваться, так что требовалось более компактное и совершенное спасательное средство.
В 1911 году русский профессиональный актер и большой поклонник авиации Глеб Евгеньевич Котельников, понимая несовершенство существующих парашютов, разработал и запатентовал авиационный спасательный парашют РК-1, который, в принципе, удовлетворял всем основным требованиям того времени.
Глеб Евгеньевич Котельников
Рис.1 Глеб Евгеньевич Котельников
Купол парашюта изготавливался из шелка, имел круглую форму, укладывался в специальный металлический ранец, надевавшийся на
летчика с помощью подвесной системы. На дне ранца имелись пружины, которые выбрасывали купол в поток воздуха. Стропы разделялись на группы и крепились к плечевым обхватам подвесной системы.
Достоинством парашюта являлась его полная автономность, а, следовательно, и возможность совершать прыжки с задержкой раскрытия ранца. Конструкция была настолько удачна, что и сегодня все современные людские парашюты сконструированы по принципиальной схеме парашюта Котельникова.
Из многочисленных конструкций парашютов следует выделить и конструкцию X. Латемана, которая сохранились до нашего времени прочти без изменений.
Позже изобретатель заменил жесткий парашютный ранец на мягкий (РК-2) и, продолжая работать дальше над усовершенствованием своего детища, в 1924 году создал парашют РК-3 с конвертообразным ранцем. Его клапаны закрывались шпилькой вытяжного троса, а раскрывались резиновым шнуром. Сам ранец был снабжен сотами для укладки строп парашюта.
Для устойчивого падения парашютиста в воздухе служил вытяжной парашют - "пилотик" - диаметром 40 см. Отделяясь от самолета, парашютист вынимал рукой "пилотик" и отпускал его в воздух.
В СССР в 1928 году при НИИ ВВС РККА была организована мастерская, которая стала заниматься разработкой новых парашютных систем, чтобы не покупать столь необходимую авиационную технику за рубежом, расплачиваясь за нее золотом. Тогда же началась и подготовка парашютостроителей, которым предстояло создать отечественную парашютную промышленность, а также инструкторов парашютного дела. Всего через два года Михаил Алексеевич Савицкий сконструировал и запустил в серийное производство отечественный спасательный парашют ПЛ-1.
Но не всегда достаточно хорошего парашюта, чтобы спасти жизнь летчика, потерпевшего аварию в воздухе, или парашютиста в экстремальной ситуации. Бывают случаи, когда по какой-либо причине человек не может сам своевременно выдернуть вытяжное кольцо. Вот почему в 1936 году ОСОАВИАХИМ СССР объявил открытый конкурс на лучший прибор для автоматического раскрытия парашюта. Требования к нему были весьма жесткие. Небольшой по размерам, он должен был раскрывать парашют на любой заданной высоте или через определенное время. Прибор должен был устанавливаться на заданные время или высоту раскрытия парашюта непосредственно перед прыжком, а приводиться в действие в момент отделения парашютиста от самолета. Он должен был быть простым в изготовлении, не сбиваться при толчках и ударах, работать без отказов и, конечно же, изготавливаться из отечественных материалов.
Лучшим устройством с часовым механизмом, автоматически раскрывающим парашют в определенное время, был признан парашютный прибор ППД-1 талантливых изобретателей Николая, Владимира и Анатолия Дорониных.
Позже они совместно с инженером Л.Савичевым сконструировали другой парашютный прибор КАП-3, соединив вместе временной прибор и прибор, раскрывающий парашют на нужной высоте. На его основе был разработан прибор ППК-У (прибор парашютный комбинированный унифицированный), модификации которого применяются до сегодняшнего времени.

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРАШЮТНОГО СПОРТА

В начале прошлого века было много сделано для популяризации парашюта. Стараясь вселить в него веру, отдельные энтузиасты совершали прыжки с аэростатов. В 1921 году в Петроградской воздухоплавательной школе был организован специальный парашютный класс. Курсанты, выполняя тренировочные прыжки, пытались найти ответы на многие вопросы. Например, какой самолет более всего подходит для совершения прыжков с парашютом, как и с какой точки лучше отделяться от самолета, как раскрывать основной, а если потребуется, то и запасной парашют, как управлять парашютом в воздухе при снижении, как приземляться и т. д. В результате огромной работы были определены оптимальные высоты для прыжков и условия погоды, при которых их можно совершать.
Первый вынужденный прыжок с парашютом совершил 23 июня 1927 года летчик-испытатель М.Громов, позже удостоенный звания Героя Советского Союза. Во время испытательного полета его самолет вошел в неуправляемый штопор. Пилот покинул летательный аппарат, раскрыв парашют на высоте 600 метров.
Вскоре парашют спас жизнь летчику-испытателю В.Писаренко всего в ста метрах от земли!
Эти случаи в корне изменили недоверчивое, а порой и пренебрежительное отношение летчиков к парашюту. Более того, в воздушном флоте появилась специальная служба по обеспечению спасения летчиков при авариях в полете. Ее организатором стал пионер отечественного парашютизма - Л.Минов.
26 июля 1930 года под Воронежем группа военных летчиков под его руководством выполнила прыжки с многоместного транспортного самолета. После приземления в торжественной обстановке военному летчику Я.Мошковскому впервые в СССР был вручен знак "Инструктор-парашютист". Этот день и принято считать днем рождения массового парашютизма в нашей стране.
А две недели спустя там же были проведены армейские учения, на которых впервые в мировой практике военного дела был выброшен парашютный десант в количестве 12 человек.
С этого времени парашют стал боевым средством, а в составе Вооруженных Сил страны 2 августа 1930 года появился новый род войск - Воздушно-десантные войска.
Парашютизм быстро стал одним из самых популярных и массовых видов военно-прикладного спорта. Шефство над его развитием взяли комсомол и ОСОАВИАХИМ. В стране появлялись новые аэроклубы, парашютные кружки, строились парашютные вышки. В Москве была организована Высшая парашютная школа, готовившая парашютистов-инструкторов. Центральный Совет ОСОАВИАХИМа в1934 году учредил звание "Мастер парашютного спорта СССР".
Для координации работы местных аэроклубов в 1935 году был образован Центральный аэроклуб СССР, который сразу вошел в Международную авиационную федерацию (FAI). В том же году был открыт Всесоюзный учебный парашютный центр.
После войны ОСОАВИАХИМ был реорганизован. Возникли Всесоюзные добровольные общества содействия авиации (ДОСАв), армии (ДОСАрм) и флоту (ДОСФлот), которые через три года объединились в единое Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту - ДОСААФ. Сегодня правопреемником ДОСААФ стало Российское оборонное спортивно-техническое общество РОСТО (ДОСААФ), в ведение которого и перешла вся материально-техническая база.
Когда FAI вынесла постановление о регистрации высших достижений в парашютном спорте в качестве мировых рекордов, то наши парашютисты стали обладателями большинства из них.
Со дня своего рождения парашют нашел самое широкое применение. В армии с его помощью десантируются войска и боевая техника. В авиации применяется для безопасного приземления пилота, покинувшего летательный аппарат в аварийной ситуации. Он сокращает пробег самолета при посадке. Специальные парашютные системы обеспечивают мягкое приземление космических аппаратов и беспилотных летающих лабораторий. Парашют незаменим в горных районах, лесной местности, в торосистых льдах, в районах наводнений и землетрясений, других чрезвычайных ситуаций, для доставки продуктов питания, топлива, ГСМ, почты, других необходимых грузов. С большим успехом парашют применяется и в санитарной авиации. Врачи-парашютисты оказывают неотложную медицинскую помощь, спасая жизнь людям, живущим в труднодоступных районах страны.
Появление планирующих парашютов типа "Тандем", с возможностью крепления груза или человека к подвесной системе, значительно расширило область их применения.

РОЖДЕНИЕ АВИАЛЕСООХРАНЫ

1 июня 1931 года в Ленинградском научноисследовательском лесном институте была организована первая авиационная экспедиция для проведения в Нижегородской области экспериментальных полетов по охране лесов от пожаров. В состав экспедиции вошли руководитель лесоавиационной секции института Г.Самойлович, старший научный сотрудник С.Румянцев, научный сотрудник В.Антипин и старший техник Г.Стадницкий.
Первый полет продолжительностью 1 час 33 минуты состоялся 7 июля на самолете У-2. Именно этот день и нужно считать официальным днем рождения авиационной охраны лесов.
За период работы экспедиции было обнаружено 14 лесных пожаров. Ошибки в определении места возникновения лесного пожара колебались от 200 метров до 3 километров. Извещение об обнаружении пожара сбрасывалось с помощью вымпела в ближайший лесхоз или населенных пункт.
В нашей стране проект по применению парашютного дела в борьбе с лесными пожарами впервые был разработан ЦНИИЛХом в 1934 году, согласно которому и были проведены первые опыты по доставке грузов и людей к местам лесных пожаров. В 1935 году парашютная группа в составе 3 человек под руководством Макеева ГА. в Горьковской экспедиции выполнила 50 парашютных прыжков с самолета У-2 с парашютом ПТ-1.
В июне 1936 года инструктор парашютного спорта Левин выполнил первый прыжок с парашютом с самолета У-2 (По-2) для мобилизации местного населения на тушение лесного пожара в районе д. Осенки, Горьковского края. В том же месяце производственные прыжки были выполнены Макеевым ГА. в районе д. Телки и Кутеп.
В течение 1937 года парашютисты-пожарные приняли участие в тушении 83 лесных пожаров на площади 15,0 тысяч га, в лесах Архангельской и Вологодской областей.
На 1938 г. лесной авиацией было намечено перейти в опытном порядке на самостоятельное тушение лесных пожаров без привлечения местного населения. Для этих целей в Красноборском оперативном отделении Северного авиаотряда было сосредоточено большее число парашютистов и материальная часть парашютного и пожарного оборудования для активной борьбы с лесными пожарами. В этом же году лесная авиация в небольшом объеме перешла на самостоятельное тушение лесных пожаров парашютно-пожарными командами. За 1938 год был произведен 141 парашютный прыжок к ближайшим к лесным пожарам селениям и 9 лесных пожаров потушено парашютистами-пожарными
без участия местного населения.
Парашютист-пожарный (1947 г.)
Рис. 2. Парашютист-пожарный (1947 г.)
На основе практического опыта применения парашютистов в организации работ по тушению лесных пожаров были разработаны основные положения работы парашютистов-пожарных и структура парашютно-пожарной службы, которые в последствии были включены в официальные руководства, положения и инструкции.
ГА. Макеев писал, что: "Парашютные команды организуются с целью обслуживания всех запросов со стороны воздушной охраны лесов от пожаров. Они имеют квалифицированный технический персонал, располагают материальной частью и следят за правильной эксплуатацией ее, подготавливают кадры парашютистов-пожарных и обучают этому делу широкие круги лесных работников, и, наконец, они ведут активную борьбу с пожарами".
Руководили парашютно-пожарной службой авиалесоохраны в различные годы талантливые специалисты, энтузиасты парашютного дела.
Первым из них был Георгий Алексеевич Макеев, разработавший проект организации борьбы с лесными пожарами с применением парашютов. Он был первый инструктор парашютист, организовавший подготовку парашютистов-пожарных в Северном авиаотряде и выполнявший парашютные прыжки для тушения лесных пожаров. ГА. Макеев (доктор сельскохозяйственных наук) внес большой вклад в создание средств тушения, используемых парашютистами-пожарными (РЛО, применение ВМ; и пр.).
Парашютные прыжки с самолета По-2(1947 г.)
Рис. 3. Парашютные прыжки с самолета По-2(1947 г.)
Парашютно-пожарная команда перед вылетом на патрулирование(1954 г.)
Рис. 4. Парашютно-пожарная команда перед вылетом на патрулирование(1954 г.)
Алексей Алексеевич Белоусов - заслуженный мастер парашютного спорта, работу по организации парашютно-пожарной службы начал в 1950 году в Министерстве лесного хозяйства СССР в должности старшего инженера лесной авиации. После ухода на заслуженный отдых продолжал свою любимую работу по парашютному спорту, на общественных началах в ДОСААФ в судейской коллегии в качестве судьи на спортивных соревнованиях. До конца своей жизни продолжал деловую связь с авиационной охраной лесов. В день своего 70-летия (1960 г.)
выполнил парашютный прыжок на аэродром ДОСААФ вблизи г. Владивосток при содействии Приморской авиабазы. В то время это воспринималось как необычный случай.
Хибарин Б.С. начинал свою работу в авиационной охране лесов в Уральской авиабазе в 1950 г. после демобилизации из рядов Советской Армии в должности инструктора ППС, старшего инструктора ППС, с 1958 года - старший инспектор ППС Центральной авиабазы. В дальнейшем занимал должности командира, начальника парашютно-пожарной и авиадесантной службы до конца своей жизни.
Погиб 9 июня 1978 года в авиакатастрофе вертолета Ми-2 на территории Хабаровского края.
К началу Великой Отечественной войны во Всесоюзном тресте лесной авиации уже работали 70 парашютистов-пожарных. Патрулирование лесов на площади 109 миллионов гектаров проводили 110 самолетов типа У-2(По-2) и Ш-2.
Парашютные прыжки с самолета По-2(1947 г.)
Рис. 5. Десантник-пожарный со спусковым устройством СУ-Б (1974 г.)
На основе полученного опыта были разработаны основные положения работы парашютистов-пожарных и структура парашютно-пожарной службы.
Позже авиаотряды были преобразованы в базы авиационной охраны лесов, руководство которыми было возложено на Центральную базу, располагавшуюся сначала в подмосковном городе Загорске, а ныне - в Пушкине.
После окончания Великой Отечественной войны тысячи специалистов авиационной охраны лесов не вернулись с полей сражений.
Чтобы хоть как-то восстановить их ряды, при Московской лесной школе (с. Хомяково) под руководством Центральной базы были организованы шестимесячные курсы по подготовке специалистов парашютно-пожарной службы.
Значительным шагом в развитии авиапожарной службы стало поступление в 1952 году на вооружение авиалесоохраны самолета Ан-2, который мог брать на борт до десяти парашютистов, что позволило тушить лесные пожары целыми командами, особенно в отдаленных таежных районах (рис. 4).
Расчет парашютных прыжков во время патрульных полетов было возложено на летчика-наблюдателя, входившего в состав экипажа. Тогда же вместо пристрелочного парашюта, по предложению летчика-наблюдателя И.Савченко,стали применять пристрелочные ленты из креповой бумаги. Этот способ применяется и сегодня. С появлением в середине прошлого века вертолетов Ми-1, Ми-4 стало возможным доставлять людей и различную пожарную технику ближе к лесным пожарам. Таким образом, в авиалесоохране появилась новая специальность - десантник-пожарный.
Обе службы - парашютно-пожарная (ППС) и десантно-пожарная (ДПС) - стали быстро развиваться и совершенствоваться, получив название "авиапожарная служба" или сокращенно - АПС.
В 1961 году для десантирования людей с "вертушек" стало применяться специальное спусковое устройство барабанного типа СУ-Б, разработанное инженером-конструктором А.Рыбаковым и внедренное в производство специалистами Центральной базы М.Червонным и А.Прошкиным. Оно честно прослужившее почти двадцать лет, давая возможность высаживать людей из вертолета, находящегося в режиме "висения", непосредственно к кромкам лесных пожаров, сокращая таким образом время их доставки к местам выполнения работ.
Вся производственная деятельность АПС того времени регламентировалась принятыми в 1961 и 1969 годах "Наставлениями по парашютной службе в авиационной охране лесов", обобщившими весь накопленный опыт выполнения прыжков с парашютом.
Кроме Ан-2, в системе авиалесохраны применялись и тяжелые самолеты - Ли-2 и Ил-14.
Позже им на смену пришли самолеты Ан-24 и Ан-26, вмещающие до 30 парашютистов-пожарных с полным снаряжением.
Значительно повысило безопасность десантирования людей с вертолетов в режиме висения спусковое устройство роликового типа СУ-Р, созданное в 1978 году инженером научно-технической лаборатории Центральной авиабазы Н.Пушкаревым.
В небе над пожарами все чаще стали появляться воздушные танкеры Ан-2П, Ан-26П, Ан-32П. Сбрасывая огнегасящие составы на горящий лес, добрую службу несут бывший торпедоносец Бе-12 и тяжелый Ил-76П или лучший в мире самолет-амфибия Бе-200П (рис. 6).
Появление новой техники, в том числе и авиационной, новых технологий вызвало необходимость введения "Наставления по парашютно-десантным работам (НПДР-84)", которое регламентирует подготовку, организацию и выполнение прыжков с самолетов, спусков с вертолетов, доставку к местам работ людей и грузов, установило порядок хранения, эксплуатации и ремонта парашютов, спусковых устройств и другой техники.
В борьбе с "красным петухом" широкое применение нашли взрывчатые материалы, такие, например, как шланговые заряды, эластичные шнуровые изделия, с помощью которых создаются заградительные минерализованные полосы.
На тушении лесных пожаров сегодня не обойтись без мягких емкостей РДВ-100, РДВ-30, П-1.00, П.1.00.М, различных видов мотопомп: - плавающей МЛП-0.2, высоконапорные МЛВ-2, МЛПУ-0.9, МЛПУ-1.5, облегченные МЛ-1СО. Широко применяется воздушно-пенное оборудование ОВП-10, огнетушитель лесной универсальный ОЛУ-16, ранцевые огнетушители ОР-1, ОР-У2 с гидропультами из титана и нержавеющей стали ОР-6М с системой подачи смачивателя, огнетушители типа "Ермак", (рис. 7).
Высокой эффективностью отличаются воздуходувки в комплекте с пеногенерирующими насадками (STIHL Хускварна и др.), огнетушащие составы ОС-5, Фос-Чек, ПО-6ЦТ, Финифлам.
Все чаще начинают использоваться водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-5А (рис. 8).
Начиная с 1993 года между воздушными пожарными России и лесопожарными службами BLM и Forest Service Бюро управления земельных ресурсов США установились самые тесные контакты. Идет активный обмен опытом по тушению лесных пожаров с применением авиации и наземных средств, взаимные стажировки руководителей среднего звена, руководителей тушения крупных лесных пожаров, ведущих специалистов ФГУ "Авиалесоохрана".
Самолет Бе-12П
Рис. 6. Самолет Бе-12П
Огнетушитель ОР-1
Рис. 7. Огнетушитель ОР-1
Воздушные пожарные двух стран совместно работают в составе интернациональных пожарных команд быстрого реагирования.
За более чем десятилетний период сотрудничества на стажировке и с целью оказания помощи в тушении лесных пожаров в США побывало более 100 российских специалистов из различных авиабаз страны. Десятки американцев с целью повышения квалификации посетили нашу страну.
В 1994 году для более оперативного обнаружения и повышения качества авиационного обслуживания пожаров возрождается собственная лесная авиация. Основные места дислокации воздушных судов - Европейская, Северо-Западная, Северо-Восточная, Забайкальская, Алтайская, Красноярская и Амурская авиабазы.
На вооружении находятся самолеты Ан-2П, Ан-3, Бе-103, Ил-103, Ан-24, Ан-26, Бе-12, вертолеты Ми-2 и Ми-8.
Глобальная компьютеризация не обошла и Авиалесоохраиу. Компьютерную технику используют для обработки данных о лесных пожарах, прогнозирования их возникновения, слежения за развитием лесных пожаров на охраняемой территории, обмена информацией, составления отчетности и т. д. Сегодня осуществляется космический мониторинг на охраняемой территории с повышенной пожарной опасностью. В целях оперативной передачи информации применяется спутниковая связь непосредственно по радионаправлениям "авиабаза - пожар" в режиме реального времени. Сведения, необходимые для координации выполнения авиалесоохранных работ, передаются через Интернет в головное предприятие.

ПАРАШЮТЫ И СНАРЯЖЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ В ФГУ "АВИАЛЕСООХРАНА"

В 1934 году Центральным научно-исследовательским институтом лесного хозяйства был разработан проект по применению парашютистов-пожарных в борьбе с лесными пожарами. А уже год спустя парашютная группа в составе трех человек под руководством Г.Макеева за сезон выполнила пятьдесят прыжков с парашютом ПТ-1. При этом было установлено, что наибольшая точность приземления на площадку достигается при высоте покидания самолета 300-400 м.
Парашют ПТ-1 в то время применялся для спортивных и тренировочных прыжков. Но, как показала практика, он был вполне пригоден и для доставки людей к лесным пожарам. Раскрывался он через 2,5-3 с. что давало возможность выполнять прыжки с малых высот.
Водосливное устройство (ВСУ-5А)
Рис. 8. Водосливное устройство (ВСУ-5А)
Воздуходувка SHTIHL
Рис. 9 Воздуходувка SHTIHL.
Укладывался в удобный для переноски чехол, который при помощи петлеобразных ручек надевался на спину парашютиста - необходимое условие при длительных переходах по лесу. Масса парашюта составляла 17,5-19,5 кг. Ткань купола (шелк или перкаль) была достаточно прочна и обычно не имела значительных порывов при приземлении на лес.
Одновременно с ПТ-1 в Авиалесоохране более десяти лет использовался парашют ПД-6 (парашют десантный), запасной парашют которого был постоянно прикреплен к подвесной системе основного парашюта. Это создавало определенные неудобства при его эксплуатации.
Вот почему парашютисты с удовлетворением приняли пришедший ему на смену парашют ПД-6Р с отсоединяемым запасным парашютом.
В 60-е годы прошлого века в авиационной охране лесов эксплуатировались парашюты ПД-41, ПД-46, ПД-47 серии 5, а также парашют Д-1. Предпочтение отдавалось парашюту ПД-47 серии 5. В отличие от своих "сородичей", он имел чехол, надеваемый на основной купол, что снижало возможность перехлеста купола стропами. Купол парашюта был квадратной формы с килем, что позволяло парашютисту двигаться по горизонту со скоростью 1,5-2 м/с, разворачиваться вправо и влево.
Скорость приземления составляла около 5 м/с. Благодаря этому точность приземления парашютиста значительно возросла. Парашют весил 16 килограмм. Производственные прыжки выполняли с высоты 400 м с принудительным раскрытием ранца и стягиванием чехла купола, что гарантировало полное раскрытие купола парашюта и безопасность снижения.
Приземления парашютистов на деревья часто приводили к травмам. Чтобы их избежать, Центральной базой было создано специальное защитное снаряжение парашютиста-пожарного (ЗСПП). Впервые появилась возможность совершения прыжков на лес. В комплект защитного снаряжения входили костюм с набедренниками, защитный шлем с маской из пластика, приспособление для спуска с дерева, лазы и страхующий пояс.
Конечно, у защитного снаряжения имелись недостатки. Например, маска во время прыжков сильно запотевала, в случае зависания парашютиста на лес очень сложно было отстегнуть ножные обхваты и освободиться от подвесной системы. Но тем не менее создание этого снаряжения явилось большим шагом вперед в деле защиты парашютистов при приземлении на лес.
Вслед за ПД-47 на вооружение ППС поступают парашюты Т-2, имевшие постоянную горизонтальную скорость 2,5 м/с и позволявшие выполнять развороты на 360: за 8 секунд. Купол имел форму круга площадью 60 м2 и одну щель площадью 1,5 м2. Его модификация - парашют Т-2 серии 4М - уже имел в куполе три выреза общей площадью 3,8 м2. Это позволяло развивать скорость по горизонту до 3.9 м/с и разворачиваться на 360° за 5-6 секунд. Недостатком парашюта была значительная вертикальная скорость снижения - 6,3 м/с, что приводило к сильному удару о землю в момент приземления. Поэтому многие парашютисты предпочитали продолжать прыгать с парашютом ПД-47 серии 5.
Более удачным по конструкции оказался парашют Т-4 и его дальнейшие модификации:
Т-4М с разъемными замками ОСК и Т-4 серии 2 с принудительным введением в действие стабилизирующего парашюта, что позволяло использовать его для высадки парашютно-пожарных команд к местам тушения лесных пожаров практически с любых типов самолетов.
Купол парашюта был круглым площадью 64 м2 с двумя щелями. Наличие клапанов и строп управления позволяло развивать скорость по горизонту до 4 м/с, что существенно повышало точность приземления и безопасность парашютных прыжков. Купол разворачивался на 360° за 6-7 секунд. Парашютист мог регулировать горизонтальную скорость приземления и сохранял наиболее выгодное для приземления положение тела, визуально наблюдая за местом приземления, что особенно было важно при сильном ветре.
В 1970 году на основе спортивно-тренировочного парашюта Т-4 серии 4М по техническому заданию Центральной базы специально для парашютистов-пожарных был разработан парашют "Лесник", прошедший государственные испытания и рекомендованный к серийному производству. В комплект парашюта специального назначения входили основной парашют, запасной парашют 3-5 и защитное снаряжение парашютиста-пожарного (СПП) для прыжков на лес, которое было гораздо удобнее ЗСПП при надевании и передвижении в самолете. Кроме этого, оно давало лучший обзор парашютисту в воздухе. Парашют был снабжен стабилизацией площадью 1,5 м2. Круглый купол с вытянутыми боковыми полотнищами имел площадь 58 м2.
По его периметру были расположены щели и вырезы, за счет чего он имел постоянную скорость перемещения по горизонту вперед до 4 м/с. При всех положительных качествах, он требовал от парашютиста высокой квалификации и постоянного внимания при прыжке, особенно на этапе приземления с разворотом против ветра, так называемой "запятой".
Четыре года спустя в подразделения Авиалесоохраны стали поступать парашюты ПТЛ-72(парашют тренировочный летчика), разработанный на базе парашюта "Лесник" и экспериментального парашюта "Альпинист". Купол, площадью 70 м2 и по форме сходный с куполом парашюта "Лесник", стал более устойчив, имеет меньшую вертикальную скорость снижения.
Время разворота на 360° составляет 10 секунд. Стабилизирующая система обеспечивает устойчивое снижение парашютиста в воздухе, создавая благоприятные условия для открытия основного парашюта. Как правило, ПТЛ-72 выдавался парашютистам с весом более 80 килограмм. Однотипность парашютов "Лесник" и ПТЛ-72 дало возможность унифицировать обучение парашютистов-пожарных и облегчить их переучивание с одного типа парашюта на другой. Практика использования парашютных систем различного назначения показывает, что основным достоинством щелевых куполов является их хорошая управляемость и, как результат, довольно высокая точность приземления парашютиста на ограниченные, неподготовленные площадки или участки леса.
В 1986 году московским НИИ парашютостроения было предоставлено на приемо-сдаточные испытания изделие под условным названием "Система парашютная специального назначения "Лесник-2", разработка которого осуществлялась в тесном сотрудничестве с Центральной авиабазой. Это была парашютная система принципиально нового поколения - с планирующей оболочкой, созданная на базе купола спортивного парашюта ПО-9 (планирующая оболочка) и дальнейшей его модификации ПО-17. В плане парашют имеет форму прямоугольника с двойной оболочкой площадью 26 м2. Максимальная горизонтальная скорость планирования при полностью отпущенных стропах управления составляет 9 м/с. При одновременном втягивании строп управления она уменьшается до 6 м/с. Разворот на 360° осуществляется за 6 с. Средняя вертикальная скорость снижения - 5 м/с. Вес - 14 килограмм.
Система комплектуется запасным парашютом и страхующим прибором.
Одновременно с парашютами "Лесник-2" по техническому заданию Центральной базы разрабатывалось и испытывалось снаряжение парашютиста-пожарного СПП-2, основное назначение которого - защита парашютиста при ударе о стволы и сучья деревьев при приземлении на лес и удержание парашютиста на плаву в случае попадания в воду.
В 2000 году ФГУ "Авиалесоохрана" после ряда консультаций принимает решение о разработке технического задания по парашютной системе специального назначения "Лесник-3" на базе парашютной системы "Арбалет-2". Его отличие от применяемых ранее парашютов в том, что оба купола - как основной, так и запасной - одинаковые и взаимозаменяемы. Они находятся в одной ранцевой системе типа "Тандем".
При отцепке основного купола парашюта автоматически вводится в действие запасной парашют. Предусмотрено триммирование купола основного парашюта, а стабилизирующий парашют складывается в воздухе после наполнения основного. Система предусматривает возможность крепления грузового контейнера(ГК) для доставки снаряжения и средств пожаротушения массой 30-40 килограммов к местам выполнения работ.
В комплект системы входит защитное снаряжение парашютиста-пожарного СПП-3.
Парашютная система проходила испытания одновременно с летными испытаниями многоцелевого самолета Ан-3.
Сегодня парашютисты-пожарные, выполняя поставленную перед ними производственную задачу, совершают прыжки с парашютами ПТЛ-72, "Лесник-2" и "Лесник-3". При прыжках на лес применяются защитные приспособления парашютиста-пожарного СПП-2 и СПП-3. В качестве запасных парашютов применяются проверенные временем парашюты 3-5 серии 4.
Члены экипажей воздушных судов используют спасательные парашюты С-4 и С-4У. Доставка грузов и снаряжения производится на людских куполах, выработавших свой ресурс и переведенных в категорию грузовых после
соответствующей доработки.

Глава II
МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПАРАШЮТОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ

По назначению парашюты подразделяются на людские, грузовые и специальные.
Людские парашюты делятся:
- на спасательные - применяемые членами экипажей летательных аппаратов как средство спасения в аварийной обстановке;
- десантно-тренировочные - используемые личным составом воздушно-десантных войск, а также других армейских подразделений для выполнения учебных и боевых прыжков;
- спортивно-тренировочные - служащие для обучения спортсменов-парашютистов;
- запасные - являющиеся спасательным средством при отказе или ненормальной работе основного парашюта.
Все людские парашюты обязательно имеют вытяжное устройство, раскрывающее приспособление, чехол купола, купол со стропами, подвесную систему, ранец парашюта.
Грузовые парашюты обеспечивают безопасное снижение различных грузов, десантируемых из летательных аппаратов. В зависимости от типа, они могут иметь один купол или 5 и более куполов, образующих единую грузовую систему площадью от 350 м2 и до 1400 м2.
Специальные парашюты делятся:
- на противоштопорные - применяемые для вывода самолета из штопора;
- стабилизирующие (вытяжные) - используются в качестве промежуточных устройств с целью ввода в работу основных парашютных систем. Придают телу парашютиста устойчивое падение в воздухе, создают благоприятные условия для раскрытия ранца основного парашюта, выхода строп и последующего раскрытия купола парашюта. Например, вытяжные парашюты площадью 20-30 м2 применяются для извлечения методом срыва и торможения до и после приземления грузовых платформ при десантировании с самолета на предельно малых высотах;
- тормозные парашюты - применяются в целях уменьшения начальной скорости падения тел, эффективного торможения и сокращения длины пробега скоростных самолетов при посадке или для обеспечения безопасной посадки космических объектов в атмосфере земли;
- пристрелочные - применяют для расчета прыжка с парашютом, десантирования грузов.
Устройство всех парашютов почти одинаковы. Купол парашюта изготавливается из шелка, хлопка, нейлона, капрона, стеклометаллизированного волокна и т.п. тканей различной воздухопроницаемости, которые отличаются высокой прочностью и термостойкостью, несминаемостью и малой удельной массой. Они имеют различную форму купола - круглую, треугольную (дельтовидную), прямоугольную.
Прямоугольные купола могут быть многощелевыми с однослойным крылом или с двумя оболочками.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПАРАШЮТЫ
Парашютная система С-4

Спасательная парашютная система С-4 предназначена для спасения членов экипажа при вынужденном покидании самолета (вертолета). Является индивидуальным средством спасения пилотов при аварии в воздухе над землей и водной поверхностью.

Технические данные

Парашютная система С-4 обеспечивает нормальную работу системы "парашютист-парашют" весом до 100 килограммов при немедленном введении в действие парашюта после отделения от самолета при скорости полета ВС до 400 км/час.
Минимально безопасная высота прыжка при скорости полета ВС 100 км/час - 60 м.
Минимально безопасная высота прыжка из вертолета в режиме "висения" - 120 м.
Вертикальная скорость снижения - не более 6 м/сек.
Усилие на выдергивание вытяжного кольца - не более 16 кг.
Вес парашюта в полной комплектности - 15 кг.